7Окт
Умные светофоры в мегаполисах уже стали привычным явлением. Но это лишь один из способов использования искусственного интеллекта на транспорте. Среди других, например, беспилотные машины, в том числе комбайны и грузовики. Кроме того, автоматика помогает контролировать правильную работу различных систем наземного транспорта.
Главное достоинство ИИ в том, что после обучения и настройки он может анализировать большие объемы данных, запоминать и самообучаться в процессе. Задача такой технологии — помочь человеку принять правильное решение, предупредить об опасности или сделать его жизнь проще.
Сейчас в России испытывают и начинают внедрять систему контроля усталости водителя. Это особенно важно для общественного транспорта (автобусов, троллейбусов, трамваев, поездов метро). Есть разные причины, по которым водитель может уснуть за рулем и спровоцировать аварию. Специальная камера постоянно анализирует состояние водителя и исходя из многих показателей (например движений, частоты морганий, мимики) определяет степень усталости человека. И если компьютер замечает, что водитель начал засыпать, он подает сигнал, чтобы разбудить человека.
Беспилотное такси показывает высокий уровень безопасности. В городе Иннополис в Татарстане полностью беспилотные такси совершили свыше 40 тыс. поездок за пять лет. Система на базе ИИ аккуратно ведет машину по улицам с соблюдением всех Правил дорожного движения. За все время испытаний такие автомобили не спровоцировали ни одной аварии.
На общественном транспорте ИИ пока лишь помогает водителю. Так работает система активной безопасности и помощи водителю Cognitive Tram Pilot компании Cognitive Pilot (совместное предприятие Сбербанка и Cognitive Technologies), которая устанавливается на трамваи компании «ПК Транспортные системы». Ее испытания проходили с 2018 года в Москве и Санкт-Петербурге, а летом 2022 года началась заводская комплектация трамваев, поставляемых для нужд г. Санкт-Петербурга. С сентября система уже успешно работает на сотнях вагонов города на Неве.
Искусственный мозг постоянно анализирует дорожную ситуацию (сигналы светофоров, дорожные знаки, движение, других транспортных средств и пешеходов), прогнозирует ее развитие, оперативно выявляет возможные опасности и в случае их возникновения подает водителю сигнал. Если человек никак не отреагировал, а опасность все ближе, система включает автоматическое торможение трамвая.
Есть разработки применения искусственного интеллекта на железных дорогах. Например, ученые Центра компетенций Национальной технологической инициативы (НТИ) «Искусственный интеллект» на базе МФТИ разработали систему-помощника диспетчера железнодорожного транспорта на базе ИИ. Она способна прогнозировать, моделировать и оптимизировать движение поездов, чтобы сделать их расписание более точным и снизить вероятность аварий.
В этом году в России планируют выпустить 500 комплексов-автопилотов Cognitive Rail Pilot с искусственным интеллектом для маневровых локомотивов. Это одна из наиболее сложных задач интеллектуализации ж/д-транспорта. Сортировочные станции представляют собой объект с огромным количеством путей и сотнями стрелок. Умная система анализирует ситуацию на железной дороге перед поездом и, распознавая другие составы, стрелки, пути и людей, помогает избежать ЧП. Там, где человек может что-то не заметить, электроника видит все и подает сигнал машинисту.
Беспилотный транспорт применяется также в сельском хозяйстве. Уже упомянутая компания Cognitive Pilot создала Cognitive Agro Pilot — систему автономного управления сельскохозяйственной техникой (зерноуборочным комбайном, трактором, опрыскивателем) на базе технологий ИИ. Она позволяет доверить управление машиной роботу-помощнику, а оператору сконцентрироваться на контроле качества обработки поля или уборки урожая.
Cognitive Agro Pilot промышленно работает уже более чем на 1000 комбайнах в 35 регионах России, а также за рубежом.
По материалам национальныепроекты.рф.